Сразу после просмотренного семинара Марины Азимовой (как ни странно, семинар был по взрослым, но именно те слова и те примеры специалиста об альтернативной коммуникации меня наконец-то «пробили») и после в это же время устроенного Дашей скандала по поводу одной из ежедневно повторяющихся проблемных ситуаций, мы ввели карточки. Не PECS. Их так назвать нельзя. Ближе к визуальному расписанию, но тоже, не совсем. Карточки по тем ситуациям, которые повторяются каждый день или довольно часто.
Ситуации в которых Даша либо не слышит (не слушает, не воспринимает), куда мы идем, либо не может адекватно выразить свою просьбу/потребность и все выводит на скандал. Изначально я, конечно, к этому времени эти ситуации уже знала. Но мне постоянно приходилось «наводить следствие», причину я находила, «просьбу», уже вытекшую в форму скандала, выполняла. Но, так жить, конечно, невозможно. Самое менее проблематичное, с чем тоже захотелось поработать, это колбаса мне в руки как просьба ее отрезать. Я прекрасно помню, сколько усилий было потрачено на то, чтоб ребенок это делал (показывала, приносила желаемое, подводила к нужному предмету). Помню, насколько это было трудно, казалось невозможным. Тогда нужно было еще найти, вычислить этот желаемый предмет: ребенок мог часами кричать в комнате при том, что желаемое находилось на кухне, в холодильнике. Такую эмоциональную ситуацию, наверное, не описать словами, это можно понять только пережив. Приходилось кричащего ребенка водить по квартире и показывать, давать все, что только можно было придумать из желаемого. Иногда ведь угадать не удавалось. Поэтому моя память охранительно все-таки затирает тот период «общения» с Дашей, как и тот период, когда мы все учили ее подводить к желаемому, показывать это желаемое, либо приносить. Приучили. А теперь, я, такая вот наглая, захотела большего. Я вижу, что ребенок способен на большее. Поэтому кусок колбасы (в переводе «пойдем, отрежь мне колбасы») в моих руках меня уже не устраивал. Одной из первых карточек была карточка с фотографией колбасы (именно и только той, которую Даша ест, нашла только на сайте мясокомбината, который ее производит) с ножом и подписью «отрезать колбасы». Такая же о хлебе. Еще карточка с фото супермаркета, о походе в который Даша никогда не слышала и шла в другую сторону чуть ли не с дракой (хотя, с этим супермаркетом есть куча других факторов — в другую сторону идти интереснее — там остановка, можно поехать в город…, а в этот магазин нужно идти с обязательным цикленным заходом уже на пути домой, но никак на пути из дома, либо только туда и обратно). Но, Даша уже стала способной на какие-то предварительные договоренности, поэтому мне все-таки хотелось осмысленного похода в этот магазин и обратно, а не обычными стереотипными путями-дорогами и только ими. И еще несколько карточек, которые в основном либо информируют Дашу о том, куда мы направляемся, либо карточки-просьбы, чтобы показать нам. Все — со словами. После того, как Даша показывает нам любую из этих карточек-просьб, мы стараемся проговаривать, что там написано, и ждем, когда Даша повторит свою просьбу вербально (что написано на карточке). Это все и было и сейчас происходит только на положительных эмоциях и на задоре. Повторение слов не подкрепляли никак, кроме как вербально и эмоционально — хвалим, улыбаемся, радуемся. Мне хотелось «поменять колбасу на карточку» все-таки. И убрать несколько жутких ежедневных моментов, когда ребенок вместо просьбы чего-то уходит кричать в ванную, а я иду наводить следствие, что же такое от меня требуется. Нахожу и делаю. Абсолютно ненормальная ситуация, когда ребенок вместо просьбы в любом виде устраивает скандал. При этом, это вполне четкие ситуации, на которые просто закрепилась такая вот поведенческая реакция вместо просьбы. Есть другие потребности, которые Даша может выразить словами. Может услышать, что я разговариваю с мужем по телефону и или мне издалека крикнуть или прибежать и проговорить в трубку папе, что нужно «купить киндер-уприз», еще произношение киндер-шоколада не помню. ))) Т.е. есть почему-то разные вещи, просить которые ребенок либо умеет в приемлемой форме, либо нет. Ребенок в глобальном смысле невербальный, не пользующийся речью в общепринятом понимании. Но иногда общающийся с нами, близкими, как ни странно с помощью эхолалии и эхофразии. Этого тоже раньше не было, появилось где-то полтора года назад.
Наши результаты на данный момент. Некоторые выматывающие скандалами и криками ситуации спокойно, в первый же день были заменены предложенными Даше карточками. Колбаса и хлеб глобально ушли от принесения в комнату, приносятся карточки, иногда, редко, бывают рецидивы с принесением все-таки их (обычно, когда Даша в очень плохом настроении). И, из-за чего я начала сейчас обо всем об этом писать: за последние две недели несколько раз меня просили отрезать колбасы… словами, не выходя из кухни. Когда ребенок мне кричит «отрезать колбасы», я, конечно, бросаю все и бегу. Даша в эти моменты стоит с подготовленными на столе колбасой, ножом, иногда даже с досточкой… и держит в руках карточку… Главное, просьбу нужно выполнять сразу (как и с карточкой), чтобы было естественное и непосредственное закрепление такой именно формы выражения просьбы.
Несколько моментов из неожиданных результатов. Весной, через неделю после введения карточек после того, как на две просьбы подряд в виде карточек мне пришлось ответить, что этого нет, закончилось (так это и было)… Даша с задумчивым видом ушла, принесла совсем не для этого напечатанную карточку с фото и названием магазина, показала мне на него пальцем и сказала «купить!» В начале июня, Даша сама выискала у меня визитку кафе, в которое мы с ней ходим, и… начала использовать ее для обозначения желания туда сходить (вот ведь вопрос, предметное это или графическое обозначение, визитка ))) ) А еще примерно через неделю, я на Дашиных эмоциях, получила фразу «Мама, пойдем в кафе!» Слово «кафе» произносится понятно, но неправильно, я даже звук этот не могу обозначить, который Даша произносит вместо «Ф»
Даша все-таки старается применять полученные навыки к другим, разным ситуациям, которые никто не отрабатывал.
Нет, альтернативная коммуникация, не мешает. Все-таки, прежде всего, она дает возможность ребенку общаться. Все остальное, проблемы именно речи и прочие моменты, нужно решать как-то параллельно. Все-таки права Анна Львовна, что нечестно ребенка лишать возможности общения, даже во имя больших и высоких (неясно при этом, реальных ли) целей.
В моих планах — моя борьба с ленью и отсутствием времени и повспоминать, позамечать, подумать, какие еще есть большие проблемные ситуации, где нужна карточка-просьба. И, опять комп, одна карточка не пойдет, это точно — в связи с ним возникают очень разные проблемы и Даша их дифференцирует. Склоняюсь к карточке «Помоги мне», с несколькими фото разных ситуаций, в т.ч. с компьютером, чтобы она была универсальной. Пока не могу придумать, как ее реализовать, чтобы Даше она сразу стала понятной. Какие ситуации туда включить. Фотографировать нужно, как я думаю, именно Дашу в проблемной ситуации, или как мы это решаем. В общем, дело — за малым: остановиться, подумать, покреативить. )))
Насчет введения PECS, пока… 1. папа у нас против, потому что ребенок все-таки заговорил 2. в нашей ситуации в моей голове пока не укладывается, как конкретно это организовать, главное, как это сделать просто и удобно для всех 3. все-таки думаю, что нужно будет каким-то образом пробовать